Агроусадьбы, здравницы, новые экскурсионные маршруты: какие возможности для внутреннего туриста открывает в этом отпускном сезоне национальная индустрия гостеприимства

 

Весна в этом году не слишком щедра на тепло, но отпускной сезон никто не отменял. Государства, стремящиеся остановить коронавирус массовой вакцинацией, постепенно начинают открывать границы для туристов, однако эксперты единодушны: большинство из нас предпочтет теперь отдых на родине.

 

В Республиканском союзе туристической индустрии утверждают, что критерии потребления туруслуг начали меняться еще за десять лет до пандемии, когда люди среднего возраста и старше стали сокращать поездки на солнечные курорты, предпочитая поправлять здоровье и восстанавливать тонус в тихих природных уголках средней полосы. А ныне выбор отпускников тем более очевиден: в тренде агроусадьбы, санатории, активный отдых и спа-комплексы, что подтвердила прошедшая в Минске в апреле туристическая выставка «Отдых-2021». 

Готов ли внутренний туризм удовлетворить наши потребности в качественном отдыхе? В ситуации разбиралась корреспондент «Р». 

 

Креатив сельского домика 

 

Основной туристический бренд Беларуси — агроусадьбы. Хватило, по сути, полтора десятка лет, чтобы это направление развилось с нуля до ликвидного турпродукта. Дважды — в 2016 и 2018 годах — наша страна в конкурсе российского журнала National Geographic Traveler становилась лучшей для агротуризма, обойдя в читательском голосовании Италию, Бразилию, Китай и США.
 

Валерия Клицунова

— Мы стали страной агротуризма в глазах россиян, и это приятно, — подчеркивает председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. — 140 млн жителей соседней страны — солидный рынок. В перспективе мы можем быть интересны и для жителей других государств. Косвенно это подтверждает то, что мировой форум по сельскому туризму, возможно, пройдет в Беларуси уже в этом году. Нам есть что показать. Основные тренды в нашем агротуризме — креативность и инновационность. Поскольку у хозяев агроусадеб нет больших капиталов, они превращают в ликвидный продукт свои знания и творческие идеи.
 

Развитию агротуризма поспособствовало стимулирование его государством. В 2006 году, когда был подписан Указ Президента № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в  Республике Беларусь», предоставивший льготное налогообложение и поддержку предпринимательства в данном сегменте, было зарегистрировано всего 34 агроусадьбы. Сейчас их почти 3000. На протяжении всех этих лет законодательство в сфере агротуризма совершенствовалось, изменения в президентский указ вносились пять раз, обращает внимание главный юрисконсульт Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов:

 

— Одним из глобальных нововведений в 2008 году стало то, что деятельность можно вести не только в сельской местности, но и в малых городских поселениях численностью до 20 000. В 2010 году был сделан еще один серьезный шаг по поддержке агроэкотуризма — возможность выдачи льготных кредитов на пять лет, физическим лицам до семи лет под пять процентов годовых. Кредиты популярны у населения. За все время кредитования ими воспользовались 635 субъектов агроэкотуризма на общую сумму почти 8 млн рублей. Кстати, в феврале действие льготного кредитования, ограниченного 2020 годом, Указом Президента № 40 продлено до 2025 года. Рост количества усадеб сказывается и на росте спроса на их услуги. По состоянию на 2020 год услуги агроэкотуризма оказаны на сумму почти 25 млн рублей, что в 5000 раз превосходит показатели 2006 года.
 

Хозяева агроусадеб превращают творческие идеи в ликвидный продукт.
Фото Андрея Сазонова

Агроусадьба «Михайлово» в Славгородском районе популярностью у туристов пользуется не первый год. Тишина, красивая природа и до райцентра рукой подать. Она создана в 2007 году одной из первых в стране. В книге отзывов, которой искренне гордится хозяйка Людмила Чеботарь, — теплые слова от жителей не только разных регионов нашей страны, но и России, Латвии, даже Китая. Фишка агроусадьбы — вкусная и разнообразная кухня. Гости могут отведать белорусские, украинские, молдавские блюда. Людмила Чеботарь родом из Молдовы, в Беларусь с детьми переехала в 1991 году, когда в родном Кишиневе стало неспокойно. Здесь, говорит, обрела свою вторую родину. Она не только прекрасно готовит (в конкурсе поварского искусства даже занимала первое место в области), но и не менее талантлива в народном творчестве. Людмила — трижды лауреат Республиканского фестиваля национальных культур в Гродно. Долгое время работала заведующей сельским клубом в соседней деревне Рудня, но три года назад, оставила эту должность. Совмещать ее с агроусадьбой стало тяжеловато. Сейчас если и поет, то для гостей своей усадьбы, признается собеседница: 

— До коронавируса туристов было очень много — места бронировались на несколько недель вперед, но и сейчас на отсутствие гостей не жалуемся. В прошлом году у нас побывало более 150 человек. Сейчас приезжают в основном жители нашей страны. Чтобы заниматься агротуризмом, надо любить людей, каждому гостю уделить внимание. Работников мы не нанимаем, мне во всем помогают сын и дочь. 

В прошлом году в агроусадьбах отдохнули 433 000 человек. Рынок просел на 20 процентов из-за того, что пандемия заметно сократила поток гостей из-за пределов Беларуси. Их было всего около девяти тысяч, в основном россияне. Эксперты туристической отрасли полагают, что спрос на агроусадьбы в этом году, возможно, вырастет. 
 

— В агроусадьбе осталась возможность жить прежней жизнью — там легче держать дистанцию, там свежий воздух, натуральные продукты, — говорит Валерия Клицунова. — Плюс широкий выбор предложений на любой вкус. Поэтому туда поехали и те, кто раньше предпочитал отдых за границей. И хозяева агроусадеб берут на вооружение новые тенденции спроса. Они организуют кластеры, новые маршруты, оперативно переориентируются на новые сегменты услуг: лагеря для детей, специальные программы для пожилых, тех, кто следует принципам ЗОЖ, и т.д. То, что летний сезон в агроусадьбах состоится, сомнений нет.
 

Что может быть лучше обеда, приготовленного на костре? 
Фото Антона Степанищева

Путевка на здоровье

Санатории — еще один полюс притяжения внутреннего туризма, полагают в Республиканском союзе туриндустрии. Большая часть наших здравниц в высокий сезон — с апреля по конец октября — стабильно имеет высокую загрузку. Но в этом году, когда из-за коронавируса многие стали гораздо серьезнее относиться к собственному здоровью, средняя загрузка и в межсезонье в санаториях составляла более 60 процентов. 

106 санаториев и 200 оздоровительных организаций — хорошая база для желающих отдохнуть и поправить здоровье на родине. Тем более что большинство здравниц, воспользовавшись в прошлом году полуторамесячной передышкой, когда они не принимали отдыхающих из-за ситуации с COVID-19, сделали ремонт, закупили новое оборудование и повысили качество услуг. В 2020 году в укрепление материально-технической базы санаториев, по словам директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадия Болбатовского, вложено 108 млн рублей. Рекордная сумма за последние 20 лет! Для сравнения: в 2019-м было вложено 78 млн рублей с учетом ежегодного роста. 

Коечный фонд белорусских санаториев — почти 29 тысяч мест, это полноценные койки с лечением. Кроме того, есть еще более 60 оздоровительных организаций, которые имеют медицинские лицензии. В них еще 12 000 коек. То есть в общей сложности около 40 тысяч мест — этого количества хватит, чтобы полностью удовлетворить потребности жителей нашей страны в санаторно-курортном лечении. Кстати, даже сейчас, когда на носу высокий сезон, свободные места на лето готовы предложить большинство здравниц. По прогнозам специалистов Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, в этом году в них отдохнут более миллиона человек. Медицинские процедуры, научное использование природных лечебных факторов типа грязей или минеральных вод помогут не только расслабиться, но и оздоровиться. Кстати, 75 здравниц, чей профиль — органы дыхания, оказывают сейчас услуги пациентам, переболевшим коронавирусом, по специальным программам. Словом, санаторная путевка — хороший выбор для каждого в этом сезоне. 

Между тем специалисты туриндустрии прогнозируют рост популярности на рынке внутреннего туризма спа-комплексов. Этот сегмент у нас пока, может, не столь сильно развит, как, к примеру, в соседней Литве, куда до пандемии ездили отдыхать и белорусы, но перспективы у него есть. Возможно, это именно то направление, куда со временем могут прийти инвестиции. Особенно если для этого предусмотреть льготные кредитные программы, так как срок окупаемости таких вложений десять и более лет. 

Стимулы узнать Беларусь

Ресурсов для развития внутреннего туризма в стране достаточно. Парадокс, но многие из нас только сейчас начинают узнавать природные богатства национальных парков и заповедников, знакомиться с объектами материального историко-культурного наследия, пробовать на вкус оздоровительный отдых в санаториях. Пандемия, сократившая до минимума выбор туристических маршрутов, подтолкнула к поездкам по родной стране и этот интерес нужно активно использовать в интересах туристической отрасли Беларуси. О том, как это сделать, и какие новинки на рынке могут заинтересовать путешественников, мы поговорили с директором департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ириной Воронович.
 
 
Ирина Воронович
 

— Ирина Николаевна, на что сегодня стоит делать ставку, говоря о развитии внутреннего туризма?

— Туристические ресурсы в Беларуси есть и были всегда, мы — страна с богатым туристическим потенциалом. Который необходимо улучшать с позиции инфраструктуры, а также активно продвигать. Популяризация туристических возможностей нашей страны представляет собой одну из первостепенных задач Министерства спорта и туризма, в частности Национального агентства по туризму. И не только за границей, но и на внутреннем рынке. Как ни парадоксально, порой даже за рубежом больше знают, к примеру, об оздоровлении в белорусских санаториях, чем белорусы. Не- лучайно в наши здравницы в последние годы активно едут жители других государств. 2020 год внес свои коррективы, вмешалась пандемия, но несмотря на это обстоятельство, наши санатории приняли на оздоровление немалое число россиян и граждан других стран. В прошлом году не менее популярны были и агроэкоусадьбы, количество которых по состоянию на первое января 2021 года по всей Беларуси составляло 2936. Нахождение туристов на отдыхе в агроэкоусадьбах или санаториях позволяет также быть вовлеченным и в другие виды туризма, в том числе и историко-культурный. Например, о нашем Большом театре знают во многих странах, многие специально приезжают посмотреть на постановки Валентина Елизарьева (балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.). Большим спросом пользуется производственный туризм, напрмер, визит на БелАз и знакомство с занесенным в Книгу рекордов Гиннеса самым большим в мире 450-тонным самосвалом. Экологический туризм занимает особую нишу, особенно в условиях COVID-19, а именно посещение наших заповедных территорий — Беловежская пуща, Припятское Полесье. Посещение подобных мест не оставит равнодушным ни одного туриста. И наша задача — продвижение популярных дестинаций на комплексном и системном уровне.

— Что имеется в виду?
 

— И за рубежом, и у нас перспективным является создание полноценных проектов в форме «золотых колец», туристических кластеров, дестинаций. Это когда человек, прибыв в какой-нибудь регион, по сути, получает весь пакет туристических услуг. Его полноценный отдых формирует сеть туристических компонентов, включающая исторические объекты, оздоровительные комплексы, объекты питания, культурные учреждения и т.д. Турист может активно и с интересом провести время, максимально разнообразя свой досуг. Сегодня есть возможность у каждого региона заявить о себе, предложив какой-либо интересный продукт. В качестве примеров, можно сегодня рассматривать агроэкотуризм, когда усадьбы объединяются и принимают туристов на территории какого-либо региона, предлагая им уникальную, насыщенную программу. К примеру, в одной агроусадьбе демонстрируется батлеечный спектакль, во второй обучают игре на древних музыкальных инструментах, в третьей проводят мастер-класс по созданию изделий из глины, в четвертой сплавляют на байдарках, в пятой приглашают в контактный зоопарк, в шестой проводят дегустацию блюд национальной белорусской кухни. Так происходит вовлечение туриста в жизнь региона через через призму активностей, культурного наследия и исторического прошлого. Такой отдых, не просто запоминается, но и позволяет зачастую увезти сувенир, сделанный своими руками, например, с одной стороны. А с другой — в кластерном подходе выгоду получает не одна, а несколько агроусадеб.
 

Отдых в Беларуси — это еще и спортивные активности всей семьей.
Фото Александра Кушнера

 

Одного дня не хватит

 

— Но все это должно быть увязано с качественной инфраструктурой индустрии гостеприимства?

— На данный факт мы делаем сегодня очень серьезный акцент. Турист должен получить не только сплав впечатлений и аттракций, но и хорошо себя чувствовать в бытовом плане. Чтобы были гостиницы с качественным сервисом, дорожные знаки, указатели, информационные щиты, объекты придорожного сервиса, возможности для разнообразного питания. Бывает так, что турист приезжает в регион с интересными памятниками зодчества, смотрит их, фотографирует, а дальше хочется посидеть в кафе, получить дополнительные услуги, а может быть и остаться в этом месте на два-три дня. Но с инфраструктурой порой возникают вопросы. Конечно, постепенно они решаются. За последние годы были, конечно, построены новые отели и хостелы, объекты придорожного сервиса. В конце 2020 годав Беларуси насчитывалось 1096 коллективных средств размещения — на 4,5 процента больше, чем в 2016 году. Значительное внимание стало уделяться и инклюзивному туризму — в санаториях, гостиницах, музеях появляются элементы безбарьерной среды. На некоторых объектах появились надписи, выполненные шрифтом Брайля.

Принята новая госпрограмма, в которой развитию туристической инфраструктуры уделено значительное внимание. Запланировано строительство и модернизация 73 объектов — начиная от дорог и заканчивая гостиницами. Сегодня на многих объектах историко-культурного достояния проводятся работы, с целью сохранения их для будущих поколений. Наша страна активно взаимодействует с ЮНЕСКО. В прошлом году мировая общественность узнала, что еще один элемент нематериального наследия Беларуси включен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО — традиции лесного бортничества Беларуси и Польши.

— На то, чтобы все это увидеть, нужен точно не один день… 

— Думаю, что многие жители страны, решившие из-за пандемии провести отпуск дома, будут приятно удивлены, если начнут ездить по родной Беларуси и смотреть ее красоты и ценности.

— Не могу обойти стороной такое направление туризма как военно-патриотический, который, похоже, переживает новый этап развития. В частности, на недавней выставке «Отдых-2021» были презентованы интересные маршруты этого направления — один из них касался мест, связанных с бывшим «Шталагом-352» в Масюковщине. Гиды рассказывают, что даже у иностранцев, не очень хорошо знакомых с историей Второй мировой войны, при посещении Хатыни на глазах выступают слезы. К мемориалам, вызывающим живые человеческие эмоции, надо чаще приводить наших детей, включать их в туристические маршруты. Как сегодня проводится эта работа?

— Экскурсионные туры патриотического и морально-нравственного характера оказывают значительное влияние на воспитание в первую очередь молодого поколения. Считаем, что посещение таких мест, как Брестская крепость, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Хатынь, мемориальные комплексы «Тростенец», «Ола», «Красный Берег» должны стать обязательными для посещения в рамках образовательных дисциплин. Такие объекты больше, чем какие-либо еще средства помогают эффективно бороться с фальсификацией нашей истории, не всегда адекватными трактовками ее отдельных фактов, противопоставляя всему этому документальную правду, даже если порой она слишком жесткая. Сегодня эта тематика востребована обществам и очень актуальна. Свидетельством тому и Закон «О недопущении реабилитации нацизма», подписанный недавно Президентом. И, наверное, правильно, что тема войны, память о ней увековечена в Беларуси очень эмоционально. А как по-иному может быть в стране, потерявшей каждого третьего жителя в те страшные годы?

— Это еще раз подтверждает то, что мы мало знаем свою страну и пандемия коронавируса дала возможность это исправить.

— В основе туризма всегда лежит интерес к новому и желание отдохнуть. В Беларуси есть все возможности, чтобы удовлетворить эти две потребности. Дело каждого — выбрать, какой способ предпочтительнее — релакс в тихой агроусадьбе, оздоровительные процедуры в санатории или активности на насыщенном экскурсионном маршруте. 

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!