Как ищут и что находят в наших реках водолазы-спасатели МЧС

 

Чем хороша работа репортера, так это возможностью пробовать себя в другом деле. Хотя бы в той степени, которая необходима для подготовки материала. Моя задача сегодня — на часок-другой перевоплотиться в водолаза-спасателя и проверить, можно ли, не имея специальных навыков, выполнять их работу. Спойлер — нет. Зато получилось узнать много нового и интересного.

 

Есть в этой части старый пруд

Знакомлюсь с моими наставниками. Это работники водолазно-спасательной службы пожарного аварийно-спасательного отряда Гомельского областного управления МЧС. Сегодня у них — плановые занятия. Направляемся к месту тренировок. Проходить они будут на территории учебной части гомельского филиала Университета гражданской защиты. Надо отметить, место весьма живописное, находится в лесном массиве вблизи города. А главное — на территории части есть небольшое озеро. Его поверхность изумрудного оттенка, а глубина местами достигает пяти метров. Для сходства со старым прудом в графском парке не хватает только лилий.

А я в воду войду

Впрочем, до озера нужно еще добраться. Испытания начинаются раньше — на этапе облачения в гидрокостюм. Без должной сноровки приходится помучиться. К слову, в реальных условиях спасатели надевают костюмы в машине — по пути к месту происшествия. 

 

Погружаться без ножа запрещено правилами.

 

Неожиданный для меня элемент снаряжения — нож в чехле, который крепится к голени. Начинаю чувствовать себя боевым пловцом из компьютерной игры Call of Duty. Не хватает лишь умений, обретаемых за годы тренировок. Зато крутой нож уже есть. Вряд ли он пригодится, но погружаться без него запрещено правилами. 

— Это на случай, если водолаз вдруг угодит в рыбацкие сети и запутается, — разъясняет водолаз-спасатель Владимир Солодовников. — Нож позволит быстро освободиться. В моей практике такое было один раз — попал ногами в какие-то лески. Просто обрезал их и все. 
 

К месту погружения подъезжаем на служебном автомобиле, к которому сзади крепится резиновая лодка. Когда ее сняли, завершаем мою экипировку. Надеваю за спину баллон со сжатым воздухом. Его хватает примерно на 50 минут. Зависит от глубины погружения и активности движений водолаза. Для себя решаю, что бегать, прыгать и крутить сальто на дне я не буду.
 

Сигнальная веревка — единственное средство «подводной» связи.

Водолаз Валерий Черненок объясняет, как правильно продуть уши. Нужно выдыхать через нос, зажав при этом пальцами ноздри. Несложная процедура помогает избежать баротравмы, риск получения которой есть даже на небольшой глубине. Разрыв барабанных перепонок в мои планы точно не входит, поэтому стараюсь в точности выполнять все, что говорит инструктор. 

Опережая события, интересуюсь: что все-таки я смогу увидеть под водой? 

— Могу рассказать, чего вы там не увидите, — в словах командира отделения Алексея Филипповича лишь доля шутки. — А ничего вы там не увидите. На глубине до трех метров кое-что можно различить, а потом два режима видимости — либо светлая муть, либо темная муть. 

На дне

Очень скоро убеждаюсь в этом, радуясь, что мне досталась все же светлая муть. Чисто психологически в ней как-то комфортнее. Вода, вопреки опасениям, вполне терпимой температуры. Благодаря гидрокостюму чуть прохладнее, чем в плавательном бассейне. А вот погрузиться оказалось непросто. Для этого водолаз должен добиться отрицательной плавучести. То есть не парить в воде, а ходить твердо, не отрываясь от дна. Почти как на суше. Для притяжения используется грузовой пояс — свинцовые прямоугольники, соединенные между собой. Напоминают патронташ Вуки — лохматого персонажа из «Звездных войн». 
 

Погрузиться сразу не удалось. Пришлось возвращаться на берег и утяжеляться, добавляя свинцовые грузы. А также с помощью специального клапана на рукаве откачивать воздух из гидрокостюма. После этого дело пошло. Точнее, я пошел ко дну. В буквальном смысле.
 

Пойти ко дну сложнее, чем кажется.

Уверенности придает обвязанная вокруг моего пояса сигнальная веревка. С ее помощью водолаз держит связь с товарищами, оставшимися на берегу. Нужно лишь правильно распознавать сигналы и подавать ответные. Легче всего запоминаю первый. Один четкий рывок веревки означает: «Я на грунте, чувствую себя нормально». 
 

С остальным сложнее. Последовательность, скорость и количество рывков указывают направление, в котором мне нужно двигаться. Распознаю не всегда — все же сказывается волнение. То и дело топчусь на месте или хожу по кругу. Наконец, прижавшись ко дну, пытаюсь обследовать его на ощупь. Где-то здесь должна находиться чугунная чушка — объект поиска, заранее заброшенный в воду.
 

Однако, похоже, забрел я совсем не туда, куда меня направляли. В какой-то момент по веревке поступает сигнал возвращаться на берег. Охотно выполняю команду. Из воды выхожу с пустыми руками, но с яркими ощущениями. 

— Стопроцентной гарантии нет никогда, — видя мое разочарование, утешает Валерий Черненок. — Особенно когда ищем какой-нибудь небольшой предмет. Он может погрузиться в ил, и будешь ходить рядом, дно щупать, а все равно не найдешь. А когда течение сильное, может вообще унести так, что вовек не сыщешь. 
 

Впрочем, самим водолазам удается отыскать чушку буквально через считаные минуты после погружения. Мастерство.
 

Такая у них работа

При всей подготовленности и мерах безопасности работа водолаза связана с риском. Да и других нюансов в ней множество. Первый — высокие требования к состоянию здоровья. Перечень медицинских противопоказаний довольно обширен. В первых строках, например, заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. 
 

Да и в целом труд не из легких. В среднем за год водолаз первого класса должен отработать под водой не менее 50 часов. Личный подсчет никто не ведет, но за годы работы в ПАСО количество погружений исчисляется сотнями.
 

Регулярно приходится оказывать помощь милиции и следственным органам. Например, когда злоумышленники сбрасывают в воду орудия преступления и другие улики. В разные годы среди находок были охотничье ружье, цинк с патронами от автомата Калашникова, ноутбук. 

Нетипичный случай имел место несколько лет назад. Тогда довелось помогать туристам из Норвегии. Они решили пройти по белорусскому участку Днепра, пересечь границу с Украиной и в конце маршрута выйти в море. Подвел путешественников видавший виды баркас. Сначала он сломался под Речицей — понадобился ремонт двигателя. А уже в Брагинском районе из строя вышел винт. Положение усугублялось тем, что по требованиям пограничного режима ни к одному из берегов причалить норвежцы не могли. На выручку поспешили водолазы ПАСО. После того как они провели судоремонтные работы, иностранцы продолжили путь. К слову, помощь была оказана совершенно бесплатно. 

 
 

И все же, как ни прискорбно, основной фронт работ — извлечение со дна рек и водоемов утопленников. В силу профессии водолазы их не боятся. Зрелище неприятное, но, увы, привычное. 

— Однако невозможно привыкнуть, когда приходится доставать погибших детей, — признается Владимир Солодовников. — Лично я, сколько бы с таким ни сталкивался, каждый раз содрогаюсь. 
 

Коллеги согласно кивают: ощущения, знакомые каждому из них. Не за горами лето и купальный сезон. Поэтому все, о чем просят водолазы-спасатели, — быть осторожными, беречь себя и своих детей. Вода пренебрежения не прощает. И профессионалы знают об этом, как никто иной.
 

ЦИФРА

За прошлый год водолазы ПАСО Гомельского областного управления МЧС совершили более 150 выездов. Из них 17 — боевых. С начала этого года сделано пять боевых выездов. Спасены два человека. 

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!