«Жизнь дороже шин!» | Дзяннiца

«Жизнь дороже шин!»

Версия для печатиВерсия для печати

С 24 ноября на территории страны стартовала профилактическая акция под таким названием, основной целью которой является профилактика ДТП в зимний период.
На первоначальном этапе мероприятия (до 1 декабря) сотрудники ГАИ еще раз напомнят всем водителям о необходимости замены летней резины на зимнюю, в противном случаи, уже с первым днем зимы «не переобувшихся» владельцев автомобилей будут привлекать к административной ответственности.  

Чем же была вызвана необходимость обязательного использования зимней резины в период времени с 1 декабря по 1 марта? В чем же разница этих типов шин между собой? Что практикуют зарубежные страны в этом направлении? На все  эти вопросы и не только мы попытаемся ответить прямо сейчас. 

В чем же разница между летней резиной и зимней?  

Почему же на самом деле в холодную пору года нельзя использовать летние шины?
Использование летней резины зимой негативно влияет на безопасность дорожного движения. При низкой температуре на летних шинах существенно ухудшается сцепление даже на сухой дороге, а также точность реакции на поворот руля. А при выпадении осадков эта разница увеличивается и может достигать тридцати метров при торможении на снегу со скоростью 50 км/ч на легковом автомобиле (тормозной путь на летних шинах — 63 м, на зимних — 32 м), и даже для полноприводных автомобилей разница в сцеплении будет очень существенной. А при езде по льду летние шины практически теряют сцепление, поэтому если вам встретится даже совсем небольшой участок обледенелой или заснеженной дороги, такая поездка может закончиться неблагополучно для вас и других участников движения.
Исследования компании Conti показали, что сцепление летней шины со снежной дорогой ниже на 60% по сравнению с зимней резины. Даже если автомобиль на летней шине зимой начнет двигаться, то при заезде рулевая и тормозная маневренность утратят свою эффективность.

Можно ли сменить резину только на двух колесах?

В данной ситуации важно помнить, что следует устанавливать по четыре зимние шины на автомобиль. Если установить лишь две шины на переднюю ведущую ось (для переднеприводных автомобилей), то улучшатся лишь тяговые свойства при трогании с места, однако возникает опасность разворота на 180 градусов при торможении и совершении маневров, так как нарушается стабильность поведения передней и задней части автомобиля, что безусловно создаст угрозу для безопасности. 

«Всесезонки"- панацея или спускание денег на ветер?

Для того чтобы не производить замену резины с летней на зимнюю многие автомобилисты ухватились за идею всесезонных шин, однако это также не совсем правильный выход из ситуации. Дело в том, что такие колеса разработаны для стран с другим климатом, где такой существенной разницы между зимой и летом, как у нас, нет. А вот у нас по сути, такие шины не соответствуют требованиям, предъявляемым как к зимним, так и к летним покрышкам. А если учесть, что такие колеса эксплуатируются круглый год, в отличие от сезонных, то несложно представить, на сколько их хватит.

Какими должны быть шины для «европейской зимы»?

Не так много автомобилистов знают, что существует 3, а не 2, как принято считать, вида зимних шин: шипованные, фрикционные и так называемая «европейская зима». Зимние шины для мягкой европейской зимы демонстрируют более слабые рабочие характеристики на снегу и льду, а также при температуре ниже -10 С, в отличии от своих нешипованных аналогов, широко используемых у нас и в скандинавских странах. Некоторые автолюбители не знают данного факта и выбирают нешипованные зимние шины с индексом скорости выше значения Т (190 км/ч) в надежде на лучшее качество, фактически они приобретают шины для мягкой европейской зимы. Мы считаем, что шины «европейская зима» следует использовать при теплых зимах, а при холодных необходимо устанавливать либо шипованные шины, либо фрикционные для суровых зимних условий. Визуально отличить две зимние нешипованные шины можно по углу, который образуют протектор и боковина. Если на европейских аналогах он покатый, то на типичных фрикционных зимних шинах он острый. 

Когда же все-таки необходимо «переобуться»?

Замену летней резины на зимнюю необходимо производить в зависимости от погодных условий и обязательно до 1-го декабря. 
Зимние шины рекомендуется установить при снижении среднесуточной температуры до +7 0С. При снижении температуры от 0 С до -5 С переобуться нужно как можно скорее. При температуре -5 С градусов и ниже ездить на летней резине крайне опасно. 
Состав резиновой смеси делает летнюю шину абсолютно непригодной для езды по зимней дороге. В мороз летняя резина потеряет свои свойства? Нет тяги, нет сцепления и нет управления боковым уводом. Она просто «задубеет» и станет абсолютно не пригодной для эксплуатации. 

Меняется ли тормозной путь в зависимости от установленного типа резины автомобиле?

Следует напомнить, что уже при температуре ниже +7 С, летние шины не демонстрируют должного уровня сцепления с дорожным покрытием, а значит их необходимо своевременно менять на зимние аналоги. Немецкий концерн провел масштабные исследования поведения летних и зимних шин на заснеженной дороге, сравнения проводились при скорости движения - 50 км/ч. Согласно данным замерам, летние шины тормозят до полной остановки ТС на 31 метр позже своих зимних аналогов, при этом остаточная скорость, в моменте торможения зимних шин, у летних составляет 39 км/ч, что несет в себе серьезную опасность для участников дорожного движения.

Опыт европейских стран по сезонной замене шин

Австрия. С 1 ноября по 15 апреля на территории Австрии все транспортные средства в обязательном порядке должны быть оборудованы зимними шинами (должна быть отметка M&S на боковых стенках шины), имеющих минимальную глубину протектора 4 мм.
Бельгия. Зимой необязательно ездить на зимних покрышках, Водители могут руководствоваться собственными соображениями, однако покрышки с шипами в Бельгии можно использовать только с 1 ноября по 31 марта. 
Чехия. В Чехии запрещено использовать шипованную резину, а использование зимних шин обязательно в период с 1 ноября по 31 марта, если дорога покрыта снегом, льдом или инеем, или ожидается, что на дороге во время движения может произойти выпадение снега, покрытие льдом или инеем.
Эстония. Использование зимних шин в Эстонии является обязательным требованием предусмотренным законодательством в период с 1 декабря по 29 февраля. Эти временные рамки могут корректироваться в зависимости от погодных условий. С 1 октября по 30 апреля разрешено использование зимних шин. С 15 октября по 31 марта разрешено использование шипованных шин.
Великобритания. Зимняя резина в Великобритании необязательна, за исключением районов, где самоуправление может установить обязательность смены покрышек в соответствии с погодными условиями. Например, в Шотландии во время зимнего сезона можно пользоваться зимними покрышками, однако шипованная резина в Великобритании запрещена.
Польша. Ехать в Польшу можно только на зимней резине без шипов. Закон прямо запрещает использование шин, «оснащенных постоянной системой противоскольжения». Использование цепей противоскольжения на шинах допускается только на дороге, покрытой снегом. Использование зимних шин в холодное время года носит рекомендательный характер.
Швеция. Если машина не зарегистрирована в Швеции, то зимняя резина не обязательна. Но если автомобиль зарегистрирован в Швеции, то переобуваться надо с 1 декабря по 31 марта, однако можно ездить на зимних покрышках и весь год. С 1 мая по 30 сентября запрещено ездить на шипованных покрышках.
Россия. С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Регламент запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период - декабрь, январь, февраль. Учитывая, что в разных регионах страны погодные условия существенно отличаются, - где-то фактически зимняя погода устанавливается значительно раньше декабря, - по решению региональных властей сроки запрета эксплуатации транспортных средств без зимних шин могут быть изменены, но только в сторону увеличения. 
По материалам ГАИ Гродно и Гродненской области.