Сегодня – День учителя. Учительница первая моя…

– А теперь сложите ровненько учебники на партах и соберите свои рюкзачки, – голос учителя звучал требовательно и в то же время мягко. Первоклашки дружно выполнили просьбу – уроки закончились. Маленькие непоседы только привыкают к школьной жизни, и им это даётся очень непросто. Но рядом есть учитель, который всё подскажет, во всём поможет и всему научит.
Людмила Романовна Матыс – педагог почти с тридцатилетним стажем. Именно она, как и сотни других учителей начальных классов, становится второй мамой для своих учеников, добрым взрослым другом. Именно она любит их всем сердцем, видит в них личности, старается развить их таланты, научить их учиться. 


Работать в третью городскую школу Людмила Романовна пришла почти десять лет назад. До этого учила детишек грамоте в Вербилковской базовой школе. Именно это учреждение образования стало первым местом работы для выпускницы Лидского педучилища. 
– Очень хорошо помню свой первый урок чтения, который давала ещё на практике, – рассказывает Людмила Романовна. – Тогда я решила, что у меня совсем ничего не получилось и очень расстроилась. Но наш куратор-методист поддержала меня и заверила, что из меня выйдет хороший педагог, потому что я вижу свои ошибки. Не знаю, насколько она была права, но работу свою очень люблю и абсолютно уверена, что это – моё призвание. 
Не случайно Людмила Романовна выбрала именно педагогическую стезю. Ей, как и другим своим ученикам, дала путёвку в жизнь учитель русского языка и литературы СШ №1 г. Щучина Галина Александровна Концевик. Многим хотелось стать похожими на любимого учителя. 
Сразу же, в первый год работы в Вербилках, Людмила Романовна поступила на заочное отделение в Гродненский государственный университет им. Я Купалы на факультет начальных классов.
– Наша группа была экспериментальной, – вспоминает моя собеседница. – Тех, кто поступал с красным дипломом и имел намерение работать в сельской местности, принимали на этот факультет без экзаменов, а учиться нужно было только три года. После окончания университета могла продолжить обучение в магистратуре, но к этому времени у меня уже была семья, дети, много времени отнимала работа. Теперь жалею, что не воспользовалась той возможностью. 


Однако учиться Людмила Романовна всё равно не переставала и через некоторое время прошла двухгодичные курсы переподготовки для получения специальности “учитель дефектолог”. 
Учителем дефектологом и начинала работать Людмила Романовна в третьей городской школе. Два года занималась она с детками с особенностями психофизического развития, а потом, когда набиралось пять первых классов, перешла работать в начальную школу. Первые её выпускники – сегодня уже восьмиклассники.
– Очень тяжело расставаться с ребятами, когда они уходят в пятый класс, – говорит Людмила Романовна. – Они росли у тебя на глазах, старательно выводили первые буквы и цифры, учились читать и считать... Из маленьких неорганизованных непосед они превратились в умных собранных учеников, каждый из которых тебе стал очень дорог.
За столько лет работы у учительницы появились свои секреты, как завоевать расположение маленьких учеников. 
– Самое главное – это открытость, справедливость и неподдельная любовь к детям, – уверена педагог. – Они, как никто другой, чувствуют фальшь, остро реагируют на несправедливость. Это ощущают и родители. Не любить детей – значит, не достичь никаких результатов. Несмотря на разные проблемы, я никогда не вхожу в класс с плохим настроением, называю своих учеников только по именам и требую, чтобы между собой они поступали также. Мы вместе учимся благодарить друг друга за всё: за открытую дверь, за пусть даже самую маленькую помощь, учимся просить прощения, если не правы, признавать свои ошибки... Заложенное в самом раннем возрасте уважительное отношение друг к другу останется на всю жизнь. Здорово, если и родители это поддерживают. 
Сегодня к Людмиле Романовне своих детей приводят её бывшие ученики из Вербилковской школы. Разве не это свидетельство большого доверия к педагогу, которому вручают самое дорогое?! 
– Знаете, я по жизни очень активный человек, – говорит моя собеседница. – Пятнадцать лет была председателем профкома в Вербилковской школе, принимала участие во всевозможных конкурсах, в 2004 году заняла третье место в районном конкурсе профессионального мастерства “Учитель года”. Наверное, поэтому и в классе у меня детям скучать не приходится. Например, 1 сентября мы всегда отмечаем День рождения класса. Обязательно готовим концертные программы на 8 Марта, 23 февраля, Новый год. Ездим на различные экскурсии. Вместе со своими детьми с удовольствием проводят время и родители, с которыми мы всегда тесно сотрудничаем. Мои ученики принимают активное участие в интернет-олимпиадах, занимают призовые места на районных олимпиадах, участвуют в научно-практической конференции. Ребята из прошлого выпуска готовили открытый районный классный час, посвящённый Беларуси, на белорусском языке. И для нынешних первоклашек я уже провела мероприятие “Посвящение в первоклассники”, где они торжественно получили это звание. 
В организации процесса обучения Людмила Романовна использует некоторые элементы метода активной оценки и личностно-ориентированный подход. 
– В школу дети приходят с разным уровнем подготовленности, – рассказывает учитель. – Например, тем, кто уже хорошо читает, готовлю карточки с более сложным заданием, чтобы у них не пропал интерес как к уроку, так и к учёбе. С наиболее развитыми детьми со второго класса занимаюсь дополнительно. Мой бывший ученик Егор Ковальчук умел читать с трёх лет, поэтому и задания всегда получал индивидуальные. Этого мальчишку редко можно было увидеть без энциклопедии в руках. Игнат Шловенец – прирождённый математик, победитель районного этапа олимпиады по этому предмету. А вот Варя Кучура – настоящая артистка! И петь готова, и стихи декламировать, и роль сыграть – у девочки природный дар. Моя задача – разглядеть эти таланты, и по возможности развить их. 


Работа отнимает практически всё время Людмилы Романовны. Даже её увлечения связаны с педагогикой. 
– Люблю постоянно применять на уроках что-то новое, – говорит моя собеседница. – Поэтому изучаю, например, как создаются интересные презентации, фотофильмы. Люблю поработать у мамы на огороде в Руткевичах. Очень нравятся цветы: стараюсь выращивать их так, чтобы цвели весь сезон. 
С мужем Владимиром Антоновичем они прожили более двадцати семи лет. Он уже больше двух десятилетий работает мастером инструментально-механического участка на щучинском заводе “Автопровод”. Двое сыновей – Антон и Андрей – уже взрослые. Андрей окончил БГУИР с красным дипломом и сейчас работает в Минске. У Антона есть проблемы со здоровьем, поэтому живёт у бабушки с дедушкой. 
– Моя семья – это моя самая большая опора и поддержка, – уверена Людмила Романовна. – Я очень благодарна родителям за помощь, без них мне пришлось бы очень тяжело. Очень счастлива, что у меня есть такой брат – Валерий Романович Миколайчик, который всегда поддержит в трудную минуту и с которым нас связывают очень близкие отношения. И конечно же, самый главный человек в моей жизни – мой муж, надёжное плечо которого я ощущаю всегда: и в радости, и в горе. Очень любим собираться на все семейные праздники у родителей – в отчем доме. 
Педагогические знания помогали Людмиле Романовне не только учить учеников, но и правильно воспитывать своих собственных детей. 
– Теперь я учу не только детей, но и их родителей, – признаётся моя собеседница. – И всегда говорю им: не надо “тупого” заучивания! Живите с детьми! Полюбуйтесь вместе с ними первым распустившимся цветочком весной, ощутите его запах, не пропустите первый пожелтевший листок осенью, первую снежинку зимой, чтобы они ощущали эту жизнь. И всегда признавайте свои ошибки, просите за них прощения у детей. Приучайте малышей к порядку и дисциплине, учите их быть организованными. И тогда из них вырастут настоящие люди!
Людмила Романовна Матыс нашла своё призвание. Пусть самой лучшей наградой за её труд будут успешные ученики. 
Анна РУДСКАЯ.
Фото автора.