Сегодня – День учителя. Учительница первая моя…

– А теперь сложите ровненько учебники на партах и соберите свои рюкзачки, – голос учителя звучал требовательно и в то же время мягко. Первоклашки дружно выполнили просьбу – уроки закончились. Маленькие непоседы только привыкают к школьной жизни, и им это даётся очень непросто. Но рядом есть учитель, который всё подскажет, во всём поможет и всему научит.
Людмила Романовна Матыс – педагог почти с тридцатилетним стажем. Именно она, как и сотни других учителей начальных классов, становится второй мамой для своих учеников, добрым взрослым другом. Именно она любит их всем сердцем, видит в них личности, старается развить их таланты, научить их учиться. 


Работать в третью городскую школу Людмила Романовна пришла почти десять лет назад. До этого учила детишек грамоте в Вербилковской базовой школе. Именно это учреждение образования стало первым местом работы для выпускницы Лидского педучилища. 
– Очень хорошо помню свой первый урок чтения, который давала ещё на практике, – рассказывает Людмила Романовна. – Тогда я решила, что у меня совсем ничего не получилось и очень расстроилась. Но наш куратор-методист поддержала меня и заверила, что из меня выйдет хороший педагог, потому что я вижу свои ошибки. Не знаю, насколько она была права, но работу свою очень люблю и абсолютно уверена, что это – моё призвание. 
Не случайно Людмила Романовна выбрала именно педагогическую стезю. Ей, как и другим своим ученикам, дала путёвку в жизнь учитель русского языка и литературы СШ №1 г. Щучина Галина Александровна Концевик. Многим хотелось стать похожими на любимого учителя. 
Сразу же, в первый год работы в Вербилках, Людмила Романовна поступила на заочное отделение в Гродненский государственный университет им. Я Купалы на факультет начальных классов.
– Наша группа была экспериментальной, – вспоминает моя собеседница. – Тех, кто поступал с красным дипломом и имел намерение работать в сельской местности, принимали на этот факультет без экзаменов, а учиться нужно было только три года. После окончания университета могла продолжить обучение в магистратуре, но к этому времени у меня уже была семья, дети, много времени отнимала работа. Теперь жалею, что не воспользовалась той возможностью. 


Однако учиться Людмила Романовна всё равно не переставала и через некоторое время прошла двухгодичные курсы переподготовки для получения специальности “учитель дефектолог”. 
Учителем дефектологом и начинала работать Людмила Романовна в третьей городской школе. Два года занималась она с детками с особенностями психофизического развития, а потом, когда набиралось пять первых классов, перешла работать в начальную школу. Первые её выпускники – сегодня уже восьмиклассники.
– Очень тяжело расставаться с ребятами, когда они уходят в пятый класс, – говорит Людмила Романовна. – Они росли у тебя на глазах, старательно выводили первые буквы и цифры, учились читать и считать... Из маленьких неорганизованных непосед они превратились в умных собранных учеников, каждый из которых тебе стал очень дорог.
За столько лет работы у учительницы появились свои секреты, как завоевать расположение маленьких учеников. 
– Самое главное – это открытость, справедливость и неподдельная любовь к детям, – уверена педагог. – Они, как никто другой, чувствуют фальшь, остро реагируют на несправедливость. Это ощущают и родители. Не любить детей – значит, не достичь никаких результатов. Несмотря на разные проблемы, я никогда не вхожу в класс с плохим настроением, называю своих учеников только по именам и требую, чтобы между собой они поступали также. Мы вместе учимся благодарить друг друга за всё: за открытую дверь, за пусть даже самую маленькую помощь, учимся просить прощения, если не правы, признавать свои ошибки... Заложенное в самом раннем возрасте уважительное отношение друг к другу останется на всю жизнь. Здорово, если и родители это поддерживают. 
Сегодня к Людмиле Романовне своих детей приводят её бывшие ученики из Вербилковской школы. Разве не это свидетельство большого доверия к педагогу, которому вручают самое дорогое?! 
– Знаете, я по жизни очень активный человек, – говорит моя собеседница. – Пятнадцать лет была председателем профкома в Вербилковской школе, принимала участие во всевозможных конкурсах, в 2004 году заняла третье место в районном конкурсе профессионального мастерства “Учитель года”. Наверное, поэтому и в классе у меня детям скучать не приходится. Например, 1 сентября мы всегда отмечаем День рождения класса. Обязательно готовим концертные программы на 8 Марта, 23 февраля, Новый год. Ездим на различные экскурсии. Вместе со своими детьми с удовольствием проводят время и родители, с которыми мы всегда тесно сотрудничаем. Мои ученики принимают активное участие в интернет-олимпиадах, занимают призовые места на районных олимпиадах, участвуют в научно-практической конференции. Ребята из прошлого выпуска готовили открытый районный классный час, посвящённый Беларуси, на белорусском языке. И для нынешних первоклашек я уже провела мероприятие “Посвящение в первоклассники”, где они торжественно получили это звание. 
В организации процесса обучения Людмила Романовна использует некоторые элементы метода активной оценки и личностно-ориентированный подход. 
– В школу дети приходят с разным уровнем подготовленности, – рассказывает учитель. – Например, тем, кто уже хорошо читает, готовлю карточки с более сложным заданием, чтобы у них не пропал интерес как к уроку, так и к учёбе. С наиболее развитыми детьми со второго класса занимаюсь дополнительно. Мой бывший ученик Егор Ковальчук умел читать с трёх лет, поэтому и задания всегда получал индивидуальные. Этого мальчишку редко можно было увидеть без энциклопедии в руках. Игнат Шловенец – прирождённый математик, победитель районного этапа олимпиады по этому предмету. А вот Варя Кучура – настоящая артистка! И петь готова, и стихи декламировать, и роль сыграть – у девочки природный дар. Моя задача – разглядеть эти таланты, и по возможности развить их. 


Работа отнимает практически всё время Людмилы Романовны. Даже её увлечения связаны с педагогикой. 
– Люблю постоянно применять на уроках что-то новое, – говорит моя собеседница. – Поэтому изучаю, например, как создаются интересные презентации, фотофильмы. Люблю поработать у мамы на огороде в Руткевичах. Очень нравятся цветы: стараюсь выращивать их так, чтобы цвели весь сезон. 
С мужем Владимиром Антоновичем они прожили более двадцати семи лет. Он уже больше двух десятилетий работает мастером инструментально-механического участка на щучинском заводе “Автопровод”. Двое сыновей – Антон и Андрей – уже взрослые. Андрей окончил БГУИР с красным дипломом и сейчас работает в Минске. У Антона есть проблемы со здоровьем, поэтому живёт у бабушки с дедушкой. 
– Моя семья – это моя самая большая опора и поддержка, – уверена Людмила Романовна. – Я очень благодарна родителям за помощь, без них мне пришлось бы очень тяжело. Очень счастлива, что у меня есть такой брат – Валерий Романович Миколайчик, который всегда поддержит в трудную минуту и с которым нас связывают очень близкие отношения. И конечно же, самый главный человек в моей жизни – мой муж, надёжное плечо которого я ощущаю всегда: и в радости, и в горе. Очень любим собираться на все семейные праздники у родителей – в отчем доме. 
Педагогические знания помогали Людмиле Романовне не только учить учеников, но и правильно воспитывать своих собственных детей. 
– Теперь я учу не только детей, но и их родителей, – признаётся моя собеседница. – И всегда говорю им: не надо “тупого” заучивания! Живите с детьми! Полюбуйтесь вместе с ними первым распустившимся цветочком весной, ощутите его запах, не пропустите первый пожелтевший листок осенью, первую снежинку зимой, чтобы они ощущали эту жизнь. И всегда признавайте свои ошибки, просите за них прощения у детей. Приучайте малышей к порядку и дисциплине, учите их быть организованными. И тогда из них вырастут настоящие люди!
Людмила Романовна Матыс нашла своё призвание. Пусть самой лучшей наградой за её труд будут успешные ученики. 
Анна РУДСКАЯ.
Фото автора. 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank.