Пешком по небу

В Щучине прошёл Первый Открытый Кубок Гродненской области по парапланерному спорту

На прошлых выходных небо над Щучином было отнюдь не синим, а разноцветным. Огромные купола парапланов добавили ещё больше ярких красок этому лету. Признаться, парапланы видеть вблизи мне ещё не доводилось, как и не доводилось общаться с людьми, которые умеют передвигаться пешком по небу.

Здравствуй, щучинское небо!

Стоит отметить, что соревнования по маршрутным полётам проходили впервые в Беларуси. Для этих целей было выбрано небо над Щучином. Точкой сбора стал аэродром, где любовь к небу подрастающему поколению прививают педагоги дополнительного образования Щучинского районного центра технического творчества. Пилоты съехались в город авиаторов с разных уголков Беларуси. С утра они успели детально ознакомиться с местностью и ждали северного ветра. Но, увы, погода внесла свои коррективы, и пришлось менять место старта – стартовать недалеко от г.п. Острино. В первый день маршрут соревнования составил порядка 30 километров. Лучший результат показал заместитель председателя Белорусской парапланерной федерации Яков Козловский.

– Мы летаем по воле небес, – говорит пилот. – Но многое зависит от пилота. Он должен знать метеорологию, хорошо владеть своим крылом и не совершать ошибок. А ещё во время полёта важно удержаться на грани «хочу» и «надо».

Во второй день соревнований у нас появилась возможность ближе познакомиться с гостями и парапланами. Оказалось, это самый легкий и доступный из всех пилотируемых летательных аппаратов. Устройство его отнюдь не сложное: крыло, стропная система и подвеска – кресло пилота. Весь комплект вместе с рюкзаком весит немного – до 20 кг. А вот стоимость, напротив, не-малая – от тысячи евро. Но представьте, что без единой капли горючего, используя только восходящие потоки, можно парить в небесах… К тому же никакая кабина не ограничивает вам обзор!

Высоко над землёй

Опытные пилоты способны маневрировать в воздушных потоках и подниматься на несколько километров. К примеру, минчанин Николай Мандик на высоте почти три километра сделал предложение руки и сердца своей будущей жене Екатерине.

–  Рядом с моим городом детства был аэродром, и я всегда верил, что буду летать. Мечту осуществил.

Небо покоряют не только мужчины. Так, Светлана Маршалкович – настоящий профи в этом деле. Она воодушевляет на полеты новичков и опытных пилотов и является председателем ОО “Белорусская парапланерная федерация”. За её плечами – множество полётов. Несмотря ни на что, Светлана всегда летает.

Среди активных женщин-пилотов и Надежда Петровская. Правда, она пока – любитель. Впервые Надежда поднялась в небо ещё в 2006 году. С того времени с ним не расстаётся. Врач-онколог, которая успешно защитила диссертацию, убеждена, что риск для здоровья есть в любом виде спорта, но это не повод отказываться от того, что нам нравится. Поэтому Надежда уже видела с высоты птичьего полета не только Беларусь, но и Индию, Армению, Македонию, Болгарию, Турцию и другие страны.

А вот Виктория Гул в небе новичок. Любовь к парапланерному спорту привил брат. Летать самостоятельно Вика начала с прошлого года. Глядя на эту миниатюрную, очаровательную девушку, сложно поверить, что юный пилот смело поднимается на землёй, но так оно и есть.

 – Поднялась в небо в тандеме и была в восторге, – вспоминает гомельчанка. – Спустившись на землю часа полтора не могла говорить – эмоции переполняли. Я сказала сама себе, что обязательно куплю параплан.

К слову, девушка занимается фотографией, поэтому каждый полёт – запечатлен, как и вся красота, которая открывается взору только с небес.

Как водитель делает погоду

Опытные пилоты пояснили, что в основном стартуют на склонах холмов или гор, строго против ветра, используя восходящий динамический поток. Но в Щучине гор нету… Взлётка – как на ладони! Парапланеристы нашли выход – они использовали буксировочный комплекс. Вместе с водителем Геннадием Попко набираем скорость и мчим по взлётке. Казалось бы, ну что здесь сложного, жми на газ да буксируй. Э-э, нет, товарищи! На борту есть маленькие устройства большого значения. По специальному прибору водитель следит за скоростью подъема пилота. Для координации имеется рация. Любые резкие движения могут навредить тому, кто на старте. Есть ещё масса нюансов, но их мы опустим. Трос пилот отцепляет, только набрав нужную высоту. От аккуратности и внимательности водителя во многом зависит хороший старт и полёт, так что и водитель «делает погоду».

Полетели!

Пока водитель занимается буксировкой, пилоты с нетерпением ждут своей очереди. Полет на крыле впечатляет и завораживает. Как говорят пилоты, два шага - и ты в небе! Короткий разбег, и параплан с шелестом расправляется… У каждого крыло своего цвета. С земли всё красиво до мурашек! Пилот отдаляется и медленно поднимается к облакам...

Тем временем Открытый Кубок Гродненской области по парапланерному спорту продолжался. Для участников были поставлены задания. У каждого с собой в небе несколько приборов. Как минимум - GPS-навигатор и вариометр - устройство, определяющее высоту, скороподъемность, потоки и т.д. Заранее на местности был выставлен определенный набор из нескольких точек-координат и внесён в GPS. Задание – пройти на параплане над этими точками за минимальное время, «собрав» их. Долететь до финиша не так и легко, поэтому некоторых пришлось забирать за несколько километров от него.

 – Пусть погода и была хуже, чем хотелось, но тем не менее нам удалось провести Первый Открытый Кубок Гродненской области по парапланерному спорту, – подвела в конце дня итоги Светлана Маршалкович. Участие в соревнованиях приняли 10 человек. Нам понравилась и обстановка, и люди, и Щучин.

В итоге, первое место по результатам двух дней занял Андрей Маршалкович, второе – Яков Козловский, третье – Сергей Феденко.

Под куполом дружбы

За два дня я познакомилась с многими замечательными людьми. Среди парапланеристов – люди самых разных профессий. «Засветился» в Щучине и солист группы “Пиво вдвоем” Владимир Николаев. Парапланеризм объединяет всех. И уже совсем не важно, кто ты, важно, что ты по-настоящему влюблён в небо.

 А ещё я узнала много интересного и познавательного. К примеру, вы знали, что облако может, как пылесос, «втянуть» параплан? А то, что рекорд мира на дальность полета составляет порядка 500 км, а максимальная высота, которой удавалось достичь некоторым пилотам, около 5 000 метров?

Глядя на аистов, которые то и дело кружили в небе, решила обязательно подняться на параплане в небо над Щучином, чтобы на себе испытать всю прелесть полёта и ещё раз насладиться родными пейзажами.

Так, благодаря инициативе пилота-инструктора Ивана Трипутя и пилотов-активистов, при поддержке местного руководства Щучинский аэродром открыл ещё один путь для своего развития.

Анна КАСПЕР.

Фото автора.

 

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!