Мошенники ищут своих жертв среди пользователей соцсетей. Комментарий интернет-магазина

Житель Индуры поверил виртуальному другу и лишился денег, лежавших на банковской карточке. В последнее время таких фактов в области становится всё больше, предупреждают правоохранители.

Позвони мне, позвони

Начальник отдела уголовного розыска Гродненского РОВД Евгений Апанасик рассказывает последний случай из своей практики. Схема обмана пользователей соцсетей проста и банальна. Жителю Индуры «ВКонтакте» написал друг с просьбой сообщить реквизиты доступа к личному кабинету интернет-банкинга. Якобы он хочет перевести ему на банковскую карточку 270 рублей, поскольку свою потерял. Тот, полностью доверяя другу, сообщил логин и пароль от своего личного кабинета.

Однако через 20 минут ему отписал все тот же друг, только уже реальный, и предупредил: мол, мой аккаунт взломали, не верь сообщениям от моего имени. После этого житель Индуры понял, что попал на удочку мошенников. Он проверил банковский счет: на нем вместо 118 рублей осталось лишь 80 копеек. Парень обратился в милицию. Найти злоумышленника пока не удалось. Правоохранители не исключают, что «ноги ведут» в Россию, как это зачастую бывает. Поэтому и раскрыть такие преступления не всегда удается.

А их, между тем, всё больше. Если раньше такие факты носили единичный характер, отмечает Евгений Апанасик, то сейчас значатся среди распространенных. Они характеризуются взломом и несанкционированным использованием учетных записей пользователей социальных сетей, а также совершением хищения денежных средств с карт-счетов граждан путем мошенничества.

– К сожалению, наши граждане слишком доверчивы. Пришло сообщение от друга с просьбой о помощи, позвоните, узнайте, действительно ли он писал вам. Это не сложно сделать. Не убедившись, высылают полные реквизиты своей карты, включая трехзначный код на обороте, фотографируют ее с обеих сторон, а потом спохватываются, – сетует начальник уголовного розыска. – Эти реквизиты мошенник может использовать для осуществления различных платежей и операций, даже без знания пин-кода.

Кстати, попадают на удочку мошенников пользователи интернет-площадки Куфар. Схема такая: якобы покупатель заинтересовался вашим товаром и хочет перевести вам предоплату, а для этого просит сообщить не только номер вашей карты, но и другие ее реквизиты, в том числе трехзначный код на обратной стороне. Это, обращают внимание правоохранители, должно насторожить. Лучше сразу же прекратить диалог.

По секрету всему свету

Тему продолжают в управлении Следственного комитета по Гродненской области и приводят факты, которые регистрируются практически ежедневно. Например, в декабре в один день две жительницы Гродно стали жертвами мошенников. Те под видом знакомых через соцсети выманили у женщин реквизиты банковских карт. С одной из пострадавших, 29-летней гродненкой, через социальную сеть связалась якобы знакомая. Она попросила сообщить ей реквизиты банковской карты для перечисления на нее денежных средств с целью их последующего обналичивания. Пояснила, что свою потеряла. Не удостоверившись в реальности указанной просьбы, женщина сфотографировала с обеих сторон свою банковскую карту и отправила фото, рассказывает официальный представитель УСК по Гродненской области Сергей Шершеневич. В результате неизвестный получил доступ к ее счету и произвел платежи за пределами Беларуси на общую сумму более 1,2 тысячи рублей.

Вторая жительница Гродно также через переписку в соцсети предоставила сведения о своей банковской платежной карте неизвестному лицу, выдававшему себя за ее знакомую. В итоге с карт-счета пострадавшей было списано свыше 1,1 тысячи рублей.

Лучше заблокировать

Банковские работники просят граждан быть внимательнее со своими платежными карточками и персональными данными.

– Ни в коем случае никому не сообщайте трехзначный код на оборотной стороне карточки. Для перевода денег на карту достаточно знать шестнадцать цифр на лицевой стороне карты и срок действия ее. С помощью этих данных обналичить вашу карточку не получится, – говорит начальник отдела сопровождения розничного бизнеса филиала №400 Гродненского областного управления ОАО «Беларусбанк» Елена Беккер. – Данные с оборотной стороны не требуются ни в одном из случаев расчета между пользователями посредством переводов с карточки на карточку. Если пользуетесь интернет-банкингом, никому не сообщайте логин, пароль, код для входа.

Если вдруг вы по какой-то причине сообщили реквизиты, а потом опомнились, то поспешите заблокировать карточку. Для этого необязательно бежать в банк. Можно обратиться в круглосуточную службу по номеру 147. Если же кто-то по случайности узнал ваш пин-код, то в срочном порядке поменяйте его. Сделать это можно самостоятельно. В банкомате есть такая услуга.

И еще на важный момент обращает внимание собеседница: никому не сообщайте парольное слово. Если злоумышленник его узнает, ему не составит труда позвонить в процессинговый центр (там обычно спрашивают парольное слово к карточке) и узнать остаток на счете или, например, разблокировать карточку.

– Бывали случаи, когда клиентам на телефон приходили сообщения от имени банка: якобы произошел сбой в системе, поэтому необходимо сообщить данные карточки или другую конфиденциальную информацию. Знайте: банк никогда не рассылает такие сообщения и не просит клиента сообщить персональные данные.  

Внимание к безопасности пользователей уделяют и белорусские торговые онлайн-площадки. В частности, команда Куфара составила рекомендации для своих пользователей, как не стать жертвами мошенников. 

— Служба поддержки пользователей Куфара напоминает: для перевода вам денег покупателю нужно знать только 16-значный номер вашей карты. Передавая остальные данные, — трехзначный CVV-код, PIN-код, платежные коды и подтверждения из SMS, срок действия и имя, на которое открыта карта, — вы рискуете безопасностью ваших финансов. Никогда не сообщайте эти данные посторонним, даже если они представились сотрудниками банка. 

Чтобы покупки в сети были безопасными, мы рекомендуем придерживаться простых правил: оплачивать покупки при личной встрече, после того, как убедились в качестве товара, не переводить предоплату, критично относиться к неправдоподобно выгодным предложениям. Помните, при любых сложностях вы всегда можете обратиться в службу поддержки пользователей Куфара — сотрудники площадки помогут вам защитить свои интересы. 

rgazeta.by

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!