Как не уволить ни одного специалиста и зачем в Щучин приезжал экстрасенс? Об этом и многом другом рассказал бывший директор завода ”Автопровод” Л.В. Жилинский

В ОАО ”Щучинский завод ”Автопровод” успешно реализуются масштабные инвестиционные проекты, осваиваются новые виды продукции и рынки сбыта, улучшаются условия труда работников. Составляющая сегодняшнего успеха – крепкий фундамент, который некогда заложили ветераны труда. Четверть века посвятил заводу ”Автопровод” Люциан Вацлавович Жилинский. Из них – почти 10 лет он стоял у руля градообразующего предприятия. Люциану Вацлавовичу есть что вспомнить, ведь за плечами – целая веха истории завода.
После окончания школы наш герой мечтал освоить ядерную физику и даже пробовал в 1966 году поступить в БГУ. Попытка не увенчалась успехом. Щучинец не растерялся и устроился на завод токарем. Мог ли он тогда представить, что спустя некоторое время станет директором?!
 Производство расширялось, и вскоре на заводе открыли новый цех корпусных кабелей дальней связи. Молодого работника перевели на должность бронировщика кабелей и проводов, затем инженера. Вскоре Люциан Вацлавович Жилинский отправился в Харьковский политехнический институт повышать свои знания. Старосте группы, а затем и всего курса, заместителю председателя профкома пророчили ”красный” диплом и блистательное будущее в институте, но он выбрал обычный диплом и … настоящую любовь. Красавица Ирина из Запорожья ещё во время вступительных экзаменов покорила сердце щучинца. На третьем курсе Ирина Ивановна стала Жилинской. Домой с учёбы Люциан Вацлавович вернулся не только с любимой женой, но и двумя сыновьями, а вскоре в семье появился третий сын. 1 апреля 1973 года Люциан Вацлавович снова вернулся на ”Автопровод”, куда устроилась и Ирина Ивановна. На то время в СССР насчитывалось 49 кабельных заводов, но авиационными проводами весь Союз обеспечивал щучинский завод. Опытный и квалифицированный специалист быстро продвигался по карьерной лестнице. За 10 лет он прошёл путь от ”новобранца” до главного инженера, которым стал в 1983 году. А в 1987 году Люциан Вацлавович Жилинский возглавил предприятие. 
Завод неустанно двигался вперёд. Был даже разработан проект по строительству цеха волоконно-оптических кабелей, но распад СССР внёс свои коррективы в масштабные планы. В 1990 году на заводе ”Автопровод” работало 1130 человек. Ещё 500 были задействованы на других предприятиях в Мостах, Новогрудке, Волковыске, Гродно, где эксплуатировалось заводское оборудование. 
”Автопровод” выпускал в сутки более 2 тысяч километров проводов. За 20 рабочих дней их хватило бы, чтобы опоясать земной шар… Перерабатывалось по 700 тонн меди в месяц. Он полностью обеспечивал потребность Беларуси в жгутах проводов для автомобильной техники. На заводе к тому же работал легендарный польский цех. Продукция ”Автопровода” ”разлеталась” в разные страны – Индию, Финляндию, Австрию, Венгрию, ГДР и другие. 
Было время, когда объёмы производства резко упали, но даже в трудные для завода времена директор предприятия не продал ни одной единицы оборудования и не уволил ни единого человека! Даже пенсионеров Люциан Вацлавович Жилинский не лишал работы. Он просто предложил каждому, кто решит уйти на заслуженный отдых, материальную помощь в размере… 10 заработных плат. Не ушёл только один специалист. 
 В то время завод ”Автопровод” построил около 130 квартир. На улице Пушкина выросли два 16-квартирных дома, было сдано общежитие на 395 мест. К слову, позже многим заводчанам удалось выкупить квартиры за… одну зарплату… 
 В Щучине вместо старого здания РДК появилась новенькая гостиница, заработала заводская парикмахерская, два магазина. В подвале общежития появился физкультурно-оздоровительный комплекс с баней и бассейном… Выделял ”Автопровод” деньги и на ремонт местных церкви и костёла.
Во времена ”дефицита” заводчане не испытали затруднений. 
 – Мы арендовали у бывшего совхоза ”Новодворский” ферму, где выращивали КРС, – вспоминает Люциан Вацлавович Жилинский. – Сначала обеспечивали заводчан свежим мясом, затем колбасными изделиями Лидского мясокомбината. На территории завода содержали теплицу на 20 соток для выращивания помидор и огурцов. Во Франции закупили 100 тон сахара и продавали его всего по 30 центов за килограмм. Из Чехии привозили качественную обувь…
Как оказалось, не нуждались заводчане и в бытовой технике. У них первых появлялись в доме стиральные машины, холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны... Многие получили ключи от новеньких ”Жигулей”, ”Москвичей” и ”ЛуАЗов”.
Заботилось руководство ”Автопровода” и о здоровье людей. Так, благодаря Люциану Вацлавовичу Жилинскому в ЦРБ появился первый аппарат УЗИ. А для тех, кто признавал только нетрадиционную медицину и ”фанател” от Анатолия Кашпировского, директор однажды пригласил не менее известного советского ”экстрасенса” Аллана Чумака, который ”заряжал” различные неодушевлённые предметы и лечил людей. В актовом зале общежития прошло 4 сеанса, каждый из которых посетило по 250 человек. К слову, после опроса 10% заводчан утверждали, что сеансы им помогли. 
Кипела на заводе и общественная жизнь: концерты, поездки, экскурсии, конкурсы, смотры сандружин и турслёты. Завод даже мог похвастаться своим хором и футбольной командой ”Автопровод”, инициатором появления которой и заядлым игроком стал заводчанин Геннадий Шумик. Директор поддержал спортивный дух – приобрёл для футболистов, которые играли в третьей лиге, автобус. 
Теперь Люциан Вацлавович Жилинский работает на витебском предприятии ”Энергокомплект”. Но проводов связующая нить не даёт забыть про родной завод и тех, кто на протяжении 25 лет добросовестно трудился вместе с ним.
Анна КАСПЕР. Фото автора.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!